A
Anonymous
Замещение сказок искусственными конструкциями
В ряде своих статей Сергей Кара-Мурза обращал внимание на важный сдвиг в культуре запада: постепенное изъятие из народных сказок культурного обихода. Детям их или не рассказывают или подсовывают суррогаты вроде политически корректной "Красной шапочки". Совершенно очевидно, что подобная переделка культуры является частью масштабной программы по атомизации общества. Сказка, как ни банально это звучит - это ключ к древнейшей истории народа. В сказке кратко, но при этом очень четко, изложены традиционные ценности, которые "сильным мира сего" оказались поперек горла. Какой уж тут феминизм, когда в сказках женщине положено томиться в башне (тереме), а мужчина должен сесть на коня, взять меч в руки и вперед! Сейчас на западе принято изображать женщину бесполой стервой, лихо командующей ротой мужчин-слизняков.
По мере того как людей старательно отлучают от сказок, растет популярность такого неоднозначного литературного жанра как фэнтази. Тиражи писателей фэнтази запредельны, фильмы, снятые по этим книгам бьют кассовые рекорды. Не является ли это защитной реакцией общества, из последних сил цепляющегося за свое "туземное" прошлое. А может быть, как раз наоборот, расцвет фэнтази свидетельствует о том, что искусственные конструкции атомизированному обществу уже стали милее сказок, оттачивавшихся народом столетиями. Чтобы хотя бы попытаться ответить на этот вопрос необходимо разобраться, а что это за зверь такой, фэнтази.
Еще совсем недавно массовому советскому читателю этот жанр был совершенно неизвестен. В то время как на западе вышло в свет сотни книг этого жанра, у нас эти произведения отказывались печатать! В чем же тут дело? Чего так сильно боялись престарелые советские идеологи? Итак, что же это такое фэнтази (fantasy)? Само название подсказывает - это фантазия, выдумка. Так может, это фантастика? Нет. Это принципиально другой жанр, к тому же фантастика по-английски science fiction. А может это сказка? По чисто формальным внешним признакам - это именно сказка. Но если так рассуждать, то "Преступление и наказание" - это детектив. Возьмем любую народную сказку и попросим сто человек определить к какому жанру относится это произведение. Несомненно, все до единого ответят: "Это сказка". Возьмем любое произведение в жанре фэнтази и зададим тот же вопрос. Ответ будет далеко не столь однозначным. Десятками лет литературные критики и простые читатели спорят, что же это такое, и нет единого мнения. Вот вроде и хочется назвать это сказкой, а не получается. Как будто почти убитый "туземный" человек подает свой голос протеста. Это значит, что перед нами отдельный, самостоятельный литературный жанр, чем-то похожий на сказку (для детей и взрослых), а чем-то на фантастику.
Обратимся к истории фэнтази. Основателем жанра по праву считается Толкиен, оксфордский профессор английского языка и литературы, крупный специалист в области мифологии. Первая книга, ставшая своеобразной библией фэнтази, каноном, был именно его "Властелин колец", вышедший в свет полвека назад и довольно скоро завоевавший культовый статус. У этой книги очень интересная история. Сначала Толкиен написал "Хоббит или туда и обратно" - книгу, которую считали типичной детской сказкой. Тогда мало кто смог разглядеть в ней предвестник нового жанра. Хотя сейчас видно, что эта книга отнюдь не так проста, как показалось на первый взгляд. Толкиен "создал" хоббитов - мифический народ, не имеющий прототипов в древних сказках. И все-таки, демиургический дар автора во всей красе проявился во "Властелине колец" - эпическом романе, который с некоторыми оговорками можно рассматривать продолжением "Хоббита". Вновь рискуя показаться банальным, скажу, что автор создал свой собственный мир. С поразительной дотошностью он в мельчайших деталях описал выдуманную вселенную, назвав её "Средиземьем".
Толкиен проделал колоссальную, невиданную по размахам работу для создания у читателя полной иллюзии реальности. Автор создает карту Средиземья, особое летоисчисления, конструирует мифологию никогда не существовавших им народов, сочиняет эльфийские саги, которые сами по себе являются поэтическими шедеврами. Изобретает языки и алфавит, подробно расписывает генеалогические древа мифических королей и героев. Повествуя о каких-либо событиях, например из "древней истории гномов", он в соответствии со строгими нормами научности дает ссылки на знаменитых эльфийских историков и на их архивы! В отдельной книге "Сильмариллион" подробно рассказано о происхождении мира "Средиземья", даны объяснения тонкостей религии народов и так далее. Как будто бы перед нами труд по этнологии, а не выдумка. Однако автор не говорит, на какой планете и в каком времени происходят действия. Это чем-то похоже на сказку типичным в "некотором царстве, некотором государстве, жили-были". Тоже непонятно, куда и когда отправляется Иван- царевич, но вместе с тем мы твердо знаем, что всё-таки, это тридевятое царство находится на Земле. А когда читаешь Толкиена, можно подумать что речь идет об инопланетной цивилизации, это сближает жанр фэнтази с фантастикой. Дальнейшие последователи Толкиена создали много подобных произведений, фэнтази в отдельных случаях был ближе к фантастике, а в некоторых был на 99% сказкой. Но всё же характерной чертой фэнтази, является создание особого мира и особого времени.
Во "Властелине колец" очень много древнего, "туземного". Стоит обратить внимание на то, что время в его книгах циклично, а не линейно! Миф о вечном возвращении проходит красной нитью через всё повествование. Наследник престола возвращает себе трон предков, легендарный меч, сломанный в битве с Темным Властелином, вновь отковывается для новой схватке с персонификацией абсолютного зла. Очень много взял автор из Беовульфа, Калевалы, скандинавской и греческой мифологии, кельтских, древненемецких, древнеанглийских сказок видны и старославянские мотивы (один из главных героев - Боромир). Однако Толкиеновские герои сильно отличаются от прототипов. Его эльф и орк - это совсем не то, что было в британских и немецких мифах, а хоббиты исключительно авторская находка. Книга Толкиена уже несколько десятков лет бешено, популярна во всем мире. Целые поколения читателей об эльфах судит по тому, как их описал Толкиен. Старых сказок на западе почти не осталось, их место занял "Властелин Колец" и вариации на эту тему. Эльф Толкиена стал каноном. Когда несколько лет назад Роулинг создавала мир, Поттера и ее эльф отличался от Толкиеновского, это покоробило многих читателей. Это посчитали кощунством. Ненастоящий эльф! - говорили люди так, как будто Толкиеновский эльф реально существует, а Роулинг неправильно его описала.
Нам легче будет понять этот жанр, если вспомним историю фэнтези в СССР. В то время как во всем мире тиражи писателей фэнтази составляли свыше сотни миллионов экземпляров, у нас не печатали ни одной книги этого жанра. В чем же дело? Самиздат, конечно, был полон и Толкиеном и другими известными фантазийными авторами, но официально купить Толкиена было невозможно вплоть до середины 70-ых, когда сравнительно небольшим тиражом был выпущен "Хоббит". Спустя несколько лет появился первый том "Властелина колец", но второй и третий тома так и не были напечатаны вплоть до конца перестройки. Это загадка отечественной литературной истории. Кому могли помешать эти книги? Предполагалось, что советские идеологи усмотрели во "Властелине" критику тоталитаризма и антисоветчину. Да, если вооружиться микроскопом, то у Толкиена можно увидеть, что угодно. Действительно, книга многоплановая, с претензией на мессианство, на христианскую проповедь, но как быть с другими авторами, которые намного проще? Им ведь тоже наглухо закрывали дорогу на советский книжный рынок. Более того, не печатали и отечественных мастеров фэнтази, им приходилось запускать свои книги в самиздат.
Так в чем же дело? Мир фэнтези - это довольно стройная система взглядов, которую без преувеличения можно назвать идеологией и что очень важно, идеологией, созданной на западе. Возможно, власть побоялась, что официальный марксизм просто не выдержит идеологической конкуренции. Грубо говоря, молодежи будет интереснее уходить в Толкиенисты, чем в комсомольцы. Это предположение не будет казаться таким уж абсурдным, если вспомнить, что к концу 70-ых официальный марксизм всем надоел и опротивел, а мир магов мог показаться гораздо привлекательнее. Однако, на мой взгляд, это объяснение поверхностно. Возможно, в развитии фэнтази идеологи увидели угрозу национальной культуре. Сказка могла проиграть "конкурентную борьбу" продукту западной цивилизации, подобно тому, как советская обувь проиграла битву за покупателя кроссовкам Адидас.
ХРАНИТЕ РУССКУЮ КУЛЬТУРУ.
В ряде своих статей Сергей Кара-Мурза обращал внимание на важный сдвиг в культуре запада: постепенное изъятие из народных сказок культурного обихода. Детям их или не рассказывают или подсовывают суррогаты вроде политически корректной "Красной шапочки". Совершенно очевидно, что подобная переделка культуры является частью масштабной программы по атомизации общества. Сказка, как ни банально это звучит - это ключ к древнейшей истории народа. В сказке кратко, но при этом очень четко, изложены традиционные ценности, которые "сильным мира сего" оказались поперек горла. Какой уж тут феминизм, когда в сказках женщине положено томиться в башне (тереме), а мужчина должен сесть на коня, взять меч в руки и вперед! Сейчас на западе принято изображать женщину бесполой стервой, лихо командующей ротой мужчин-слизняков.
По мере того как людей старательно отлучают от сказок, растет популярность такого неоднозначного литературного жанра как фэнтази. Тиражи писателей фэнтази запредельны, фильмы, снятые по этим книгам бьют кассовые рекорды. Не является ли это защитной реакцией общества, из последних сил цепляющегося за свое "туземное" прошлое. А может быть, как раз наоборот, расцвет фэнтази свидетельствует о том, что искусственные конструкции атомизированному обществу уже стали милее сказок, оттачивавшихся народом столетиями. Чтобы хотя бы попытаться ответить на этот вопрос необходимо разобраться, а что это за зверь такой, фэнтази.
Еще совсем недавно массовому советскому читателю этот жанр был совершенно неизвестен. В то время как на западе вышло в свет сотни книг этого жанра, у нас эти произведения отказывались печатать! В чем же тут дело? Чего так сильно боялись престарелые советские идеологи? Итак, что же это такое фэнтази (fantasy)? Само название подсказывает - это фантазия, выдумка. Так может, это фантастика? Нет. Это принципиально другой жанр, к тому же фантастика по-английски science fiction. А может это сказка? По чисто формальным внешним признакам - это именно сказка. Но если так рассуждать, то "Преступление и наказание" - это детектив. Возьмем любую народную сказку и попросим сто человек определить к какому жанру относится это произведение. Несомненно, все до единого ответят: "Это сказка". Возьмем любое произведение в жанре фэнтази и зададим тот же вопрос. Ответ будет далеко не столь однозначным. Десятками лет литературные критики и простые читатели спорят, что же это такое, и нет единого мнения. Вот вроде и хочется назвать это сказкой, а не получается. Как будто почти убитый "туземный" человек подает свой голос протеста. Это значит, что перед нами отдельный, самостоятельный литературный жанр, чем-то похожий на сказку (для детей и взрослых), а чем-то на фантастику.
Обратимся к истории фэнтази. Основателем жанра по праву считается Толкиен, оксфордский профессор английского языка и литературы, крупный специалист в области мифологии. Первая книга, ставшая своеобразной библией фэнтази, каноном, был именно его "Властелин колец", вышедший в свет полвека назад и довольно скоро завоевавший культовый статус. У этой книги очень интересная история. Сначала Толкиен написал "Хоббит или туда и обратно" - книгу, которую считали типичной детской сказкой. Тогда мало кто смог разглядеть в ней предвестник нового жанра. Хотя сейчас видно, что эта книга отнюдь не так проста, как показалось на первый взгляд. Толкиен "создал" хоббитов - мифический народ, не имеющий прототипов в древних сказках. И все-таки, демиургический дар автора во всей красе проявился во "Властелине колец" - эпическом романе, который с некоторыми оговорками можно рассматривать продолжением "Хоббита". Вновь рискуя показаться банальным, скажу, что автор создал свой собственный мир. С поразительной дотошностью он в мельчайших деталях описал выдуманную вселенную, назвав её "Средиземьем".
Толкиен проделал колоссальную, невиданную по размахам работу для создания у читателя полной иллюзии реальности. Автор создает карту Средиземья, особое летоисчисления, конструирует мифологию никогда не существовавших им народов, сочиняет эльфийские саги, которые сами по себе являются поэтическими шедеврами. Изобретает языки и алфавит, подробно расписывает генеалогические древа мифических королей и героев. Повествуя о каких-либо событиях, например из "древней истории гномов", он в соответствии со строгими нормами научности дает ссылки на знаменитых эльфийских историков и на их архивы! В отдельной книге "Сильмариллион" подробно рассказано о происхождении мира "Средиземья", даны объяснения тонкостей религии народов и так далее. Как будто бы перед нами труд по этнологии, а не выдумка. Однако автор не говорит, на какой планете и в каком времени происходят действия. Это чем-то похоже на сказку типичным в "некотором царстве, некотором государстве, жили-были". Тоже непонятно, куда и когда отправляется Иван- царевич, но вместе с тем мы твердо знаем, что всё-таки, это тридевятое царство находится на Земле. А когда читаешь Толкиена, можно подумать что речь идет об инопланетной цивилизации, это сближает жанр фэнтази с фантастикой. Дальнейшие последователи Толкиена создали много подобных произведений, фэнтази в отдельных случаях был ближе к фантастике, а в некоторых был на 99% сказкой. Но всё же характерной чертой фэнтази, является создание особого мира и особого времени.
Во "Властелине колец" очень много древнего, "туземного". Стоит обратить внимание на то, что время в его книгах циклично, а не линейно! Миф о вечном возвращении проходит красной нитью через всё повествование. Наследник престола возвращает себе трон предков, легендарный меч, сломанный в битве с Темным Властелином, вновь отковывается для новой схватке с персонификацией абсолютного зла. Очень много взял автор из Беовульфа, Калевалы, скандинавской и греческой мифологии, кельтских, древненемецких, древнеанглийских сказок видны и старославянские мотивы (один из главных героев - Боромир). Однако Толкиеновские герои сильно отличаются от прототипов. Его эльф и орк - это совсем не то, что было в британских и немецких мифах, а хоббиты исключительно авторская находка. Книга Толкиена уже несколько десятков лет бешено, популярна во всем мире. Целые поколения читателей об эльфах судит по тому, как их описал Толкиен. Старых сказок на западе почти не осталось, их место занял "Властелин Колец" и вариации на эту тему. Эльф Толкиена стал каноном. Когда несколько лет назад Роулинг создавала мир, Поттера и ее эльф отличался от Толкиеновского, это покоробило многих читателей. Это посчитали кощунством. Ненастоящий эльф! - говорили люди так, как будто Толкиеновский эльф реально существует, а Роулинг неправильно его описала.
Нам легче будет понять этот жанр, если вспомним историю фэнтези в СССР. В то время как во всем мире тиражи писателей фэнтази составляли свыше сотни миллионов экземпляров, у нас не печатали ни одной книги этого жанра. В чем же дело? Самиздат, конечно, был полон и Толкиеном и другими известными фантазийными авторами, но официально купить Толкиена было невозможно вплоть до середины 70-ых, когда сравнительно небольшим тиражом был выпущен "Хоббит". Спустя несколько лет появился первый том "Властелина колец", но второй и третий тома так и не были напечатаны вплоть до конца перестройки. Это загадка отечественной литературной истории. Кому могли помешать эти книги? Предполагалось, что советские идеологи усмотрели во "Властелине" критику тоталитаризма и антисоветчину. Да, если вооружиться микроскопом, то у Толкиена можно увидеть, что угодно. Действительно, книга многоплановая, с претензией на мессианство, на христианскую проповедь, но как быть с другими авторами, которые намного проще? Им ведь тоже наглухо закрывали дорогу на советский книжный рынок. Более того, не печатали и отечественных мастеров фэнтази, им приходилось запускать свои книги в самиздат.
Так в чем же дело? Мир фэнтези - это довольно стройная система взглядов, которую без преувеличения можно назвать идеологией и что очень важно, идеологией, созданной на западе. Возможно, власть побоялась, что официальный марксизм просто не выдержит идеологической конкуренции. Грубо говоря, молодежи будет интереснее уходить в Толкиенисты, чем в комсомольцы. Это предположение не будет казаться таким уж абсурдным, если вспомнить, что к концу 70-ых официальный марксизм всем надоел и опротивел, а мир магов мог показаться гораздо привлекательнее. Однако, на мой взгляд, это объяснение поверхностно. Возможно, в развитии фэнтази идеологи увидели угрозу национальной культуре. Сказка могла проиграть "конкурентную борьбу" продукту западной цивилизации, подобно тому, как советская обувь проиграла битву за покупателя кроссовкам Адидас.
ХРАНИТЕ РУССКУЮ КУЛЬТУРУ.