Конечно, широкий диапазон фокусных расстояний, неплохая резкость, умеренные массогабаритные показатели и стабилизатор — это все замечательно. Если оценивать оптику только с точки зрения резкости, то по этому параметру 18-200 VR превосходит кэноновский EF 24-105 f/4L. Жесткая картинка еще более усиливает ощущение "звенящей" резкости.
Но по общему качеству картинки и по сути данный объектив — это ни что иное, как кит. Более длинный, чем AF-S 18-55 и 18-135, с хорошим конструктивом, со стабилизатором, но это кит. Я не говорю, что кит — это плохо. У Nikon, в отличие от Canon, очень хорошая китовая оптика. Если кого-то устраивает китовая картинка или если кто-то не видит разницы между рисунком кита, фиксов и топовых зумов, 18-200 VR — это великолепный выбор.
Стабилизатор является подспорьем при фотографировании на длинных ФР, но, как показал опыт, он не только компенсирует "шевеленку", но и несколько замыливает картинку, а кроме того сильно истощает заряд аккумулятора. Поэтому при съемке на коротких ФР от него больше вреда, чем пользы. Если говорить о рабочих ФР, то они лежат где-то в пределах 24-150 мм, поскольку объектив выдает сильную бочку на коротком конце и мылит на длинном. 24 мм вполне хороши для пейзажей, а вот на 40-60 мм проявляется подушковая дисторсия. Иными словами, реально рабочими следует считать диапазоны 24-35 мм и 70-150 мм. Поэтому заявленная мегазумная универсальность данной линзы довольно условна (если не ограничивать себя форматом 10х15). Но это не главный ее недостаток.
Еще одной нехорошей особенностью является категорическая непригодность для портретной съемки, даже любительской. Жесткая картинка, рваное боке, дисторсия — с таким инструментарием счастливому обладателю данного стекла не составит труда изуродовать даже самую фотогеничную модель. Если же нет более подходящего объектива, то лучше для портретов использовать ФР 100-130 мм. Там картинка мягче и появляется даже некое подобие рисунка. По этой же причине 18-200 VR, несмотря на соблазнительный диапазон фокусных, не подходит для высококлассных свадебных фотографов, а малобюджетным бомбилам он просто не по карману.
Закрепившийся 18-200 VR эпитет "тревел-зум" тоже представляется не вполне адекватным, поскольку по факту наиболее задействованными в туристических поездках являются фокусные расстояния 18-70 мм. Убеждение некоторых туристов, что аборигены и селянки при скрытной фотосъемке с дальнего расстояния получаются на снимках естественнее, является скорее заблуждением, нежели соответствует действительности (см. “Телефото для трусов” [http://art.photo-element.ru/ps/telephoto/telephoto.html]). К тому же никакое это не "телефото" — сравните хотя бы с AF-S 70-300 VR и почувствуйте разницу... И еще раз хочу подчеркнуть, если предполагается в поездке фотографировать красивых девушек, нужно обязательно взять с собой дополнительно какое-то более портретное стекло ( как минимум — старый добрый 50 мм f/1.4).
Где 18-200 VR способен проявить себя лучше всего — это любительский и полупрофессиональный репортаж. Еще одно амплуа, в котором данный объектив, пожалуй, наиболее востребован, — стартовая оптика неофита, которому еще только предстоит определиться со своими пристрастиями и приоритетами.