"Дакар 2008" - отменен.
Из Лиссабона сегодня пришло неожиданное сообщение: самое знаменитое авторалли "Дакар" (в прошлом известное как "Париж-Дакар") в этом году отменено. Организаторы гонок сослались на опасную ситуацию в Мавритании – африканском государстве, по территории которого, в частности, проходит ралли.
Дело в том, что в конце декабря там были убиты четверо туристов из Франции. Вскоре после этого французское правительство рекомендовало гражданам своей страны воздержаться от поездок в Мавританию. Сегодня такой призыв прозвучал и из уст главы французского МИДа Бернара Кушнера.
И все-таки известие об отмене авторалли "Дакар" стало неожиданностью – ведь его участники уже съехались в Лиссабон, откуда завтра гонки должны были стартовать. К тому же поначалу из заявления организаторов было непонятно: гонки отменены совсем или же просто их старт откладывается. Чуть позже стало понятно, что "Даккара" в 2008 году все-таки не будет.
Мавританский этап ралли заменить нельзя, - пояснил «Эхо Москвы» зам главного редактора журнала "Авторевю" Леонид Голованов.
"Несколько этапов ралли в Мавритании - самое главное в "Дакаре", заменить мавританские пески просто нечем, - сказал в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" заместитель главного редактора журнала "Авторевю" Леонид Голованов. Он добавил, что "если бы речь шла о безопасности на одном из последних этапов, ближе к Сенегалу, этот этап просто бы отменили или перенесли маршрут, но сейчас ситуация совсем другая". Л.Голованов рассказал, что этапы в Мавритании - "это очень тяжелые, песчаные этапы, это всегда был решающий момент в "Дакаре", то ради чего он организуется и чем он славен". "Девиз нынешнего ралли: "Больше песков, больше "Дакара", - подчеркнул Л.Голованов. По его словам, отмена автогонок в этом году "знаковое событие, потому что теперь под вопросом окажется существование этой гонки в ближайшие годы". Автогонки "Дакар" отменены по соображением безопасности. Этот шаг был предпринят в связи с тревожной обстановкой в Мавритании, где была расстреляна семья французских туристов".
Леонид Голованов добавил, что если бы речь шла о любом другом африканском этапе, организаторы его бы заменили.
Авторалли "Дакар" поистине считается крупнейшим и самым известным в мире. У него многолетняя история – правда, не всегда безоблачная. Но, несмотря на это, никогда прежде гонки еще не отменялись. Ралли Париж-Дакар придумал французский гонщик Тьери Сабин, когда заблудился в африканских песках и подумал, что неплохо было устроить здесь ралли-рейд, то есть гонку по бездорожью. Идея оказалась заманчивой, и с тех пор было проложено 29 оригинальных маршрутов, которые менялись каждый год по разным причинам, как политическим, так экономическим и спортивным. До 1994 году Дакар неизменно стартовал из Парижа с переправой через средиземное море. В дальнейшем встречались разнообразные варианты: Португалия, Испания. В 2003 финиш состоялся на египетском курорте Шарм-Эль-Шейх. Российские экипажи участвуют в Дакаре с начала девяностых. Особенно успешно россияне, а точнее команда КАМАЗ-Мастер соревнуется в классе грузовиков. Пилот Владимир Чагин выигрывал Дакар 5 раз и уступает по этому показателю только чеху Себастьяну Лапраису на Татре. Дакар - одно из самых сложных испытаний в мире автоспорта. Даже просто добраться до столицы Сенегала всегда удавалось меньшей части экипажей и гонщиков. За тридцатилетнюю историю Дакар видел немало смертей. В 1986 году разбился в вертолете основатель гонки Тьери Сабин. Всего за 29 лет в трассе погибло около 50 человек. В 1982-м шесть дней искали пропавшего Марка Тэтчера – сына английского премьера Маргарет Тетчер, но его автомобиль в конце концов нашелся в песках. Редкий год на Дакаре обходился без жертв и происшествий, но ралли, тем не менее продолжали проводить, несмотря на постоянные волнения в регионе. То в одном, то в другом государстве непременные повстанцы воевали с традиционными правительственными войсками или же воинственные племена бились друг с другом. Как рассказывал Владимир Чагин – легендарный капитан КАМАЗовского экипажа грузовика стороны вооруженного конфликта между Мали и Западной Сахары разминировали на время участки, по которым проходила трасса гонки. Машины через эту территорию двигались не спеша друг за другом и скоростных участков организаторы не готовили, но любой неосторожный поворот руля мог оказаться смертельным, Впрочем, столь благородными воюющие были не всегда. В 1989 году один из болельщиков был застрелен в Западной Сахаре, а в 1998 одна из машин попала под обстрел в Мавритании из-за нестабильности, в которой и был отменен нынешний Дакар.
Участники ралли оказывались не только жертвами на трассе. Под колесами случалось гибнуть и местному населению.
Отмена ралли Дакар стала ударом для российской команды «КАМАЗ-мастер», которая понесла огромные финансовые потери. Автомобильный обозреватель Федор Лапшин, бывавший с командой КАМАЗ на ралли, рассказал радиостанции «Эхо Москвы» о том, как команда готовилась к гонке.
Между тем как раз сегодня в Москве стартовал автопробег под названием "Русский прорыв – 2008", организованный АвтоВАЗом. Обозначенный маршрут – "Париж – Дакар – Каир". В акции участвуют восемь человек на четырех отечественных автомобилях. За три месяца они планировали проехать по 30-ти странам Европы и Африки, преодолеть 35 тысяч километров. Главной задачей пробега было представить российские автомобильные бренды на международной арене.
Стоит сказать, что маршрут "Русского прорыва" по плану пролегает и через Мавританию, однако один из участников пробега Вячеслав Готовцев в интервью радиостанции «Эхо Москвы» сказал, что судьба мероприятия после отмены ралли "Дакар" не вполне ясна. "Мы пытаемся связаться с МИДом и правительством России, и до прояснения полной картины останавливаться не будем, - заметил В.Готовцев. - А когда будет четкий ответ, будем думать на месте - продвигаться нам дальше, или откладывать пробег". Готовцев добавил, что если все пройдет успешно, "Русский прорыв" завершится 8 марта в Каире. Однако уже очевидно, что встреча, на которую надеялись "пробеговцы", - в Сенегале с командой "КАМАЗ-Мастер", - не состоится.
Что касается ралли "Дакар", его организаторы пообещали, что гонки в будущем будут продолжены. В следующем году они обещают предложить участникам новый маршрут.
Мнение Cars & Trucks:
В отмене ралии есть и плюсы, и минусы. Плюс это наверное для команды Камаз-Мастер, ведь на марафон ехала очень сырая машина, фактически необкатанная, а теперь мы можем ее спокойно довести до ума. И порвать всех!
А вот питерскую команду Nart Time жалко - усердно готовились, покупали машины и мимо кассы... Но может, все-таки в сезоне 2009 они тоже выступят.