Интересная статья:
Упущенные возможности
В истории Советского, а затем и Российского автопрома отношение к автоспорту всегда было прохладным. Если попытаться вспомнить достижения наших автомобильных заводов на мировой арене, то на ум приходят, пожалуй, лишь успехи «Камаза» в ралли-рейдах последних лет. Если посмотреть глубже в историю, то также можно назвать успехом 6-е место на ралли Акрополис 1976 года экипажа Стасиса Брундзы и Арвидаса Гирдаускаса на автомобиле ВАЗ 2101. Кроме этого, можно вспомнить 4-е место команды «Москвич» на супермарафоне Лондон-Сидней 1968 года и 3-е место на супермарафоне Лондон-Мехико 1970 года. В кольцевых же гонках достойны упоминания успехи грузовиков Завода имени Лихачева в начале девяностых, когда под управлением Александра Маркина машина ЗИЛ заняла 5-е место в Кубке Европы 1992 и 1993 годов, следует, однако, отметить, что на машине стоял мотор Caterpillar, КПП Allison и тормоза Lucas.
ftp://elixir.gtn.ru/MANIA/auto/news/1/Photo1.jpg
Но, увы, в своем большинстве все эти успехи базировались на энтузиазме гонщиков и инженеров, работавших над созданием автомобилей. Серьезных заводских программ, целью которых являлись бы победы на мировых аренах, и как следствие реклама автомобилей со штампом «Сделано в СССР», а затем «Сделано в России», не было. Это и не удивительно, ведь в стране с плановой экономикой и отсутствием конкуренции на автомобили и так выстраивались очереди. А зарубежный рынок никогда не был приоритетным для советских производителей.
Правда, хотя зарубежный рынок и не был столь важен для автомобилей, произведенных в СССР, они туда все же поставлялись. В лучшие года удавалось продать несколько десятков тысяч машин, в основном это были автомобили, произведенные «АвтоВазом» – Нивы и достаточно удачные хэтчбеки 2108 и 2109. Это и послужило отправной точкой для появления на свет автомобиля, о котором пойдет речь – Lada Samara T3.
ftp://elixir.gtn.ru/MANIA/auto/news/1/Photo2.jpg
Одним из основных импортеров автомобилей социалистических стран в Европе, а точнее во Франции, была фирма Жан-Жака Пока «Lada Poch». Безусловно, фирма занималась продажами в Европе автомобилей, произведенных не только «АвтоВазом», но именно продукция волжского автомобильного завода стала основой для создания своей команды в ралли-рейдах. Ведь в Европе принцип «побеждай в воскресенье – продавай в понедельник» работал в полной мере. В начале восьмидесятых годов французские пилоты за рулем русских автомобилей Нива, подготовленных на деньги фирмы Пока, успешно выступали в ралли рейдах: в 1981 году Жан-Клод Бривуан на Ниве занял третье место, а через год он стал уже вторым на ралли марафоне Париж-Дакар.
ftp://elixir.gtn.ru/MANIA/auto/news/1/Photo3.jpg
Но с приходом мощных заводских команд ситуация изменилась – для успешной конкуренции с заводскими прототипами была необходима новая машина. Ею и стала Lada Samara T3 команды «Lada Poch», построенная на базе ВАЗ 2108.
Отправной точкой для создания машины послужил запрет на использование турбомоторов в ралли-рейдах. Только при этих условиях команда Пока могла бороться с заводскими командами «Peugeot» и «Mitsubishi». Контракт на разработку автомобиля был подписан в мае 1989 года с известной фирмой «Oreca». По техническим требованиям того времени от автомобиля требовалось только внешнее сходство с серийной машиной. Поэтому неизменными остались лишь лобовое стекло, фары, задние габариты, дверные замки и эмблема на радиаторной решетке. Основой автомобиля послужила пространственная трубчатая рама, кузовные панели были выполнены из углепластика. Мотор занял свое место в задней части кузова. В качестве силового агрегата был выбран мотор Porsche объемом 3.6 литра, доработанный в США. Уже в ходе разработки автомобиля Samara T3 запрет на использование турбомоторов был отменен под давлением фирмы «Peugeot». Но что-то менять было поздно. Коробка передач и полноприводная трансмиссия были позаимствованы у супер-кара Porsche 959.
ftp://elixir.gtn.ru/MANIA/auto/news/1/Photo8.jpg
Распределение крутящего момента между осями регулировалось специальной системой, также разработанной «Porsche». Подвеска была независимой с двумя поперечными рычагами, на передних колесах были установлены по два амортизатора Bilstein, а на задних по три. На автомобиль было установлено целых 5 бензобаков – основной, емкостью 150 литров под запасным колесом, два по 60 литров под сиденьями и еще два 60 литровых резервных бака в передней части автомобиля. И это несмотря на то, что Lada была менее прожорлива чем, например, турбированный Peugeot. Управление переключением баков осуществлялось с места штурмана.
ftp://elixir.gtn.ru/MANIA/auto/news/1/Photo4.jpg
Приборная доска автомобиля была заполнена массой датчиков – два электрических компаса, тумблеры включения электрических бензонасосов, датчики температуры масла в двигателе, коробке и обоих мостах, два штурманских компьютера с ручным и ножным сбросом. По мнению штурманов, ножной сброс компьютера был очень удобен, так как при сильной тряске попасть пальцем в маленькую кнопочку представлялось проблематичным.
ftp://elixir.gtn.ru/MANIA/auto/news/1/Photo5.jpg
На ходу заднее расположение двигателя Лады давало некоторые преимущества над среднемоторным Peugeot – машина была более стабильна на высоких скоростях и меньше клевала носом при прыжках.
В качестве пилотов были приглашены известные гонщики Патрик Тамбе и Жаки Икс, в свое время оба выступавшие в формуле один, а на одну из гонок даже был приглашен экипаж из советского союза - Эугениус Тумапявичус и Сергей Дадавани. Результаты выступления нового автомобиля были обнадеживающими – в дебютном 1990 году Тамбе занял 7-е место на ралли Париж-Дакар. В том же году на ралли Тунис автомобили заняли места со второго по четвертое - Тамбе, Икс, Тумапявичус, пропустив вперед только одну заводскую Mitsubishi. А на Париж-Дакаре 1991 года будущий чемпион мира по классическому ралли француз Дидье Ориоль занял уже пятое место. Но в дальнейшем программа выступлений команды «Lada Poch» была свернута.
ftp://elixir.gtn.ru/MANIA/auto/news/1/Photo6.jpg
И последним появлением Лады Т3 в Дакаре стал экипаж Сальвадоре Сервиа, занявший в 1993 году 6-е место. Причина же этого была до обидного проста – ни «АвтоВаз» ни «Автоэкспорт» не проявили интереса к попыткам Жан Жака Пока добиться побед в ралли-рейдах на русских машинах. Казалось бы все уже готово – машина, гонщики, команда с многолетним опытом выступления в марафонских ралли, но увы, «АвтоВазу» все это оказалось ненужным, а средств бороться с командами крупнейших мировых производителей у частной команды не было.
Кстати, через несколько лет две машины из трех изготовленных были выкуплены у команды Пока «АвтоВазом», правда через некоторое время одна сгорела дотла на одном из ралли-рейдов.
ftp://elixir.gtn.ru/MANIA/auto/news/1/Photo7.jpg
Вторая же в свое время предлагалась к продаже спортивным отделением завода, но так там и осталась – ее сейчас и возят по выставкам. Демонстрация, так сказать, упущенных возможностей.