19 февраля 2002 года DT отыграли концерт в Барселоне. Фэны требовали еще. Музыканты вышли на бис… и песню за песней, от Battery до Damage, Inc., выдали классический альбом «Металлики». Зал стонал от восторга – такого подарка не ожидал никто. Сами «дримтеатровцы» тоже остались довольны: с тех пор у них вошло в традицию, играя два концерта в одном городе, завершать второй сет именно этим бисом.
Разумеется, по сети расползлось множество разного качества бутлегов, в том числе и с того самого барселонского шоу (запись из зала на микрофон, качество по бутлегерской шкале примерно на B+, но слушать можно). И только в прошлом году сама группа выпустила этот концерт на Ytsejam Records — лейбле, который барабанщик Майк Портной создал специально для распространения концертных записей DT.
«Официальный» бутлег, разумеется, выигрывает у «неофициального» качеством звука: все-таки запись велась непосредственно с пульта. Здесь меньше концертного угара (удивленно-восторженный рев зрителей, догадавшихся, что именно им сейчас сыграют, почти не слышен), зато отчетливы инструментальные партии. Есть шанс в очередной раз убедиться в таланте гитариста Джона Петруччи, который в одиночку заменяет Хетфилда и Хэммета разом. Хотя нет, не в одиночку – если прислушаться, можно заметить, что местами партию второй гитары играет на клавишах Джордан Рудесс. Он же берет на себя и часть знаменитого соло в Orion.
Лично меня больше всего волновало, как Джеймс ЛаБри справится с вокальными партиями Хетфилда. Не то чтобы они были особенно сложны, просто чистый, высокий, оперный голос одного и хриплый свирепый лай другого – настолько разные вещи… По мне, агрессивная музыка плохо вяжется с «красивым» пением, именно поэтому даже такие безусловно гениальные команды, как Watchtower, вызывают у меня не восторг, а лишь сдержанное одобрение.
Но что же ЛаБри? ЛаБри молодцом: вполне удачно копирует Хетфилда, пусть и в несколько «облагороженном» варианте. Но настоящий герой вечера – Майк Портной. Вам доводилось слышать, как нынешняя итерация Metallica играет свой старый материал? Ужас, правда? Мучительно осознавать, что тот же Ульрих, которого, видимо, по привычке многие продолжают называть «одним из лучших рок-ударников мира», сегодня не может даже толком держать ритм. А после того как вы услышите четкую и мощную работу Портного на этом альбоме, вам никогда больше не захочется слушать новую «Металлику».
Сознательно не говорю ничего о самих песнях – за последние девятнадцать лет вы должны были выучить их понотно. Dream Theater сняли один из величайших металлических альбомов «в копейку», без отступлений и импровизаций. Отличная музыка. Отличное исполнение. Bang the head that doesn’t bang, как когда-то орал патлатый юнец по имени Джеймс Хетфилд.