ВОт первая статья про разведчицу Урсулу Кучински.
Вот пдф файл
ftp://10.0.4.98/stat'ji/ursula_kuchinsky.pdf
Вот текст
Урсула Кучински-она же Руг Вернер, она же Соня-почти двадцать лет проработала на разведуправление Красной Армии. Она была связной у знаменитого Рихарда Зорге, выполняла смертельно опасные задания во времена борьбы с нацизмом... Еще больше поражает воображение то, что Соня «без отрыва от производства» сумела родить и вырастить троих детей, которых таскала с собой во все командировки...
В шпионских делах всегда широко использовались женщины. Агенты, связные, радистки, шифровальщицы, хозяйки конспиративных квартир - какие только роли они ни играли. Но - как, впрочем, и везде - в руководстве была совсем иная картина. Женщин-резидентов история разведки знает совсем немного. Если говорить о советской военной разведке, то мы можем назвать, пожалуй, разве что Марию Полякову, Ильзу Штёбе да Марию Доброву. И, конечно, Соню.
В середине 1970-х вышла в свет и сразу стала бестселлером книга немецкой писательницы Рут Вернер «Соня рапортует». Это были мемуары разведчицы-нелегала, почти двадцать лет проработавшей на разведуправление Красной Армии. Двадцать лет успешной работы без провалов - это много, но еще больше поражает воображение то, что Соня «без отрыва от производства» сумела родить и вырастить троих детей, которых таскала с собой во все командировки, а не оставляла в Союзе, как другие женщины. А командировки у нее бывали смертельно опасные...
Настоящее ее имя - Урсула Кучински. Она родилась в 1907 году в Германии, в интеллигентной еврейской семье: отец - ученый-статистик, мать - художница. Дальнейшая ее биография типична: война, голод, необходимость зарабатывать на хлеб. В шестнадцать лет Урсула пошла работать продавщицей в книжный магазин. Вскоре она вступила в компартию Германии, сразу став активисткой движения. В двадцать два года вышла замуж за молодого архитектора Рудольфа Гамбургера.
Надвигался экономический кризис, работы в Германии не было, и Рудольф принял предложение отправиться в Китай. В чужой стране, чужой колониальной жизни нет места столь любимой ею политике. Урсула отчаянно скучает по активной жизни, по партийной работе. Вскоре она знакомится с известной левой журналисткой Агнес Смедли и просит новую подругу помочь ей - свести с людьми, которые дадут хоть какую-то работу на благо «мировой революции». Агнес знакомит ее с импозантным красавцем - немецким журналистом Рихардом Зорге. Так Урсула пришла в разведку, став для начала хозяйкой конспиративной квартиры знаменитого резидента.
Рихард и дал ей тот псевдоним, под которым она впоследствии станет известна всему миру - «Соня». Почему именно Соня? Может быть, тут сыграла свою роль песенка, популярная в шанхайских кабаках, завсегдатаем которых был Зорге?
«Когда Соня отплясывает русского, в нее нельзя не влюбиться. Нет более красивой женщины, чем она. В ее крови - Волга, водка, Кавказ... Даже Владимир от нее без ума, отставляет в сторону стакан с водкой, лишь бы видеть Соню...»
- Я очень привязалась к нему, - вспоминала впоследствии Урсула. - Меня потом много раз спрашивали, не спала ли я с ним. Я даже ни разу его не поцеловала! Да и быть того просто не могло - я только что вышла замуж, родила ребенка...
Впрочем, отвечая на вопрос, была ли она влюблена в Рихарда, Урсула, уже много лет спустя, патетически воскликнула: естественно!
Однако вскоре Зорге отозвали из Китая. А следом пришло предложение и Соне - стать кадровым работником советской разведки. Она без колебаний согласилась. Отвезла двухлетнего сына Мишу к родителям мужа и отправилась в Москву, в разведшколу, изучать новую тогда профессию радиста.
Вторая командировка была в Маньчжурию, в Мукден, в паре с немцем Иоганном Патра. Он был руководителем, Урсула - помощницей и радисткой. Она сняла крохотный домик во дворе богатой виллы, собрала радиопередатчик и принялась за дело. Молодая немка с маленьким ребенком ни у кого не вызывала подозрений. Как бы удивились ее друзья, узнав, что она по ночам ведет радиопереговоры с Владивостоком, а днем встречается с партизанами, консультирует их по самым разным вопросам и даже приобретает компоненты для взрывчатки. Если бы ее поймали, судьба молодой женщины была бы решена - в то время и в том месте это означало пытки и смерть. Но все обошлось - в Маньчжурии практически не было пеленгаторов, а внешне ни она, ни образ ее жизни не вызывали ни малейших подозрений.
Напарник Урсулы Иоганн стал ее второй любовью, и уже после возвращения из командировки она родила дочь Янину, но жить с Иоганном не стала - очень уж они были разные.
Недолго пробыв в Союзе, Урсула снова отправилась за границу. Теперь ее напарником стал... ее бывший муж Рудольф Гамбургер, который тоже за это время «продвинулся» от служаки-архитектора до разведчика. На сей раз их послали в Польшу.
Работа в Польше была не менее опасна, чем в Мукдене. Режим в стране был настолько резко антисоветским, что пойманных советских агентов поляки просто сразу вешали. Впрочем, что касается Урсулы и ее мужа, то их в случае ареста могла ожидать еще худшая участь - выдача гитлеровской Германии. Нетрудно догадаться, что двоих евреев, впрочем, как и их детей, ничего хорошего там не ожидало.
В Польше Урсула была связной знаменитого разведчика Николы Попова -«Черного», легендарного болгарина, одного из «стальных бойцов Коминтерна». Совершила она и краткую «экс курсию» в Данциг, так называемый вольный город, где, впрочем, к тому времени установился откровенно фашистский режим.
Урсула сняла квартиру в многоквартирном доме и принялась изображать добропорядочную обывательницу. Одной из ее приятельниц стала соседка по дому - жена данцигского нациста. И однажды днем, выйдя за покупками, молодая женщина встретила соседку. Обменявшись накопившимися за день новостями, женщины принялись обсуждать работу радиоприемников.
- Ваш приемник не барахлит? Прошлой ночью опять ничего не был слышно, - пожаловалась жена нациста.
-Я ничего такого не заметила, - ответила Урсула, внутренне напрягшись. Впрочем, я никогда поздно не слушаю радио.
И тут соседка поделилась жгучей тайной:
-Мой муж говорит, кто-то тайком работает с передатчиком, где-то совсем недалеко от нас. Он распорядился, чтобы в пятницу оцепили и обыскали весь квартал… Нечаянное предупреждение пришлось как нельзя кстати. Естественно, в пятницу никакого передатчика в доме уже не было.
ДЕТСКИЕ ИГРУШКИ
В июне 1937 года Урсула ненадолго приехала в Советский Союз. Непростое это было время. Впрочем, никакие репрессии молодой женщины не коснулись. Ее наградили орденом Красного Знамени и отправили в новую командировку - в Швейцарию.
Мирная страна с умеренным режимом после Китая и Польши казалась курортом. Максимум что грозило провалившимся разведчикам - недолгое тюремное заключение или высылка из страны. А вообще-то, если разведде-ятельность не была направлена против Швейцарии, никто на шпионов особого внимания не обращал. А кому, спрашивается, нужна сама Швейцария? Естественно, никому. С территории этой страны велась разведка против нацистской Германии.
Урсула должна была создать здесь резидентуру связи для работавших в стране советских разведчиков. Побывав перед тем в Англии, она отыскала двоих англичан-интербритадов-цев, ветеранов испанской войны. Вскоре они приехали в Швейцарию, и Урсула стала обучать их радиоделу, а в качестве учебного пособия купила в магазине игрушек модель передатчика. И однажды ей нанес неожиданный визит человек из полиции - одна из соседок, зайдя к ней по какому-то делу, услышала из соседней комнаты стук ключа - там практиковался кто-то из учеников Урсулы.
-И только-то! - рассмеялась на вопрос молодая женщина. - Я с удовольствием продемонстрирую вам передатчик, если от него еще что-то осталось. Это игрушка моего сына... Один из учеников Урсулы, Аллан Фут, впоследствии стал радистом знаменитой швейцарской резидентуры «Дора». Другой, Леон Бертон - мужем своей учительницы. Война приближалась к швеицарским границам, и на немецких эмигрантов в стране стали смотреть косо. Тогда Урсула пришла к выводу, что ей для стабильности неплохо бы иметь английское гражданство. Задача решалась просто: надо было выйти замуж за одного из своих англичан -фиктивно, конечно. Так Леон стал сначала фиктивным, а потом настоящим и самым любимым из всех мужей Урсулы Кучински. После свадьбы он признался ей, что все время любил Урсулу - с первого взгляда и, как оказалось, на всю жизнь.
.. .Между тем война подошла вплотную, и никто не знал, перейдет Гитлер швейцарскую границу или оставит столь нужную всем «банковскую столицу» в покое. Урсуле как еврейке ничего хорошего в этом случае не светило. И она решает перебраться в Англию. 18 декабря 1940 года она с детьми выехала из Швейцарии. Леон должен был присоединиться к ним позже, как они думали - через несколько месяцев, но разлука затянулась на три года.
В Англии было совершенно не понятно, что делать. Центр молчал - ни инструкций, ни денег. На первое время Урсула устроила детей в закрытые школы и поселилась в семье протестантского пастора. Будущее представлялось туманным. И вот, наконец, после долгих месяцев ожидания и регулярных визитов в Лондон на место встречи появился долгожданный связник. Началась все та же работа - кропотливое вылавливание промышленных и оборонных секретов прижимистого союзника.
В числе английских связей Урсулы был и немецкий физик Клаус Фукс, один из основных разработчиков атомной бомбы. В общем, все было хорошо, не хватало только Леона. «Только теперь, когда уже нечего ждать, я понимаю, как твердо настроилась на твой приезд, - писала она в Швейцарию. - Сотни повседневных вещей. "Эту прогулку мы должны совершить вместе"... "Эту книгу мы обсудим"... "Если я буду тащить что-нибудь тяжелое, встреть меня на автобусной остановке"... Сейчас мне приходится привыкать к тому, что это все не для нас».
Муж появился в Англии ненадолго, пробыл меньше года, затем его призвали в армию. А в сентябре 1943 года Урсула родила сына Петера.
Летом 1946 года Центр внезапно прервал с ней связь, Урсула так и не узнала, почему. Должно быть, по причине какого-то провала: в Канаде контрразведке сдался шифровальщик советского посольства Игорь Гузенко, а в Каире к англичанам пытался перебежать резидент группы «Дора» Шандор Радо. Никто не знал, что и кому он успел рассказать. Однако жили они спокойно. Но вскоре угроза провала подошла совсем близко: в январе 1950 года арестовали Клауса Фукса. Надо было уходить. И снова, оставив Леона пока в Англии, Урсула с детьми срочно отправляется в Германию. Теперь с работой в разведке было покончено навсегда.
В Германии Урсула сначала работала в ведомстве информации, а затем, после неприятных событий в компартии, оттуда ушла и стала под псевдонимом Рут Вернер писать книги, которые стали довольно популярны. А в 1977 году вышла в свет ее самая знаменитая книга «Соня рапортует», мгновенно ставшая популярной, переведенная на иностранные языки и изданная во многих странах. К ней пошли письма со всех концов мира. Женщина из Уругвая писала; «Мой муж уже много лет сидит в тюрьме. Во время прогулки он тайно сорвал цветочек и вложил его в медальон, который он выточил для меня из камня. Я никогда никому не отдавала подарки моего мужа, но Вам за Вашу прекрасную жизнь я дарю этот медальон»...
Урсула прожила очень долгую жизнь - она умерла в 2000 году, в 93 года, пережив и германскую перестройку, и крушение Берлинской стены, и крах социализма. «Многие говорят, что я прожила жизнь напрасно, - сказала она в 1991 году. - Я же утверждаю, что моя борьба была борьбой против фашизма. И мы победили. Если моя работа приблизила победу хотя бы на три дня, даже на два часа, я могу ходить с высоко поднятой головой».